Основные подходы к планированию образовательного процесса в группах раннего и дошкольного возраста учреждений дошкольного образования в реализации учебной программы дошкольного образования
В условиях внедрения учебной программы дошкольного образования обращаем внимание педагогов учреждений дошкольного образования на планирование и организацию образовательного процесса с позиции современных научных подходов: деятельностного, культурно-исторического, личностного.
Первостепенной задачей учреждений дошкольного образования является выстраивание системы планирования для организации образовательного процесса, которая включает: разработку учебного плана учреждения дошкольного образования, утвержденного руководителем учреждения; расписания специально организованной деятельности воспитанников по образовательным областям учебной программы дошкольного образования; планов педагогических работников учреждения дошкольного образования (перспективных, календарных), в которых, кроме специально организованной деятельности воспитанников, могут отражаться нерегламентированная деятельность (игра и другие виды деятельности в распорядке дня, которые организуются или возникают как с участием взрослого, так и при его косвенном руководстве), реализация образовательных услуг сверх содержания образовательных областей "Развитие речи и культура речевого общения"; "Иностранный язык"; "Детское ручное ткачество"; "Хореография".
Планирование – процесс трудоемкий и творческий, требующий от педагога глубоких знаний учебной программы дошкольного образования, ее дидактических принципов, возрастных возможностей и особенностей воспитанников, требований, предъявляемых к планированию образовательного процесса. В планировании должны быть предусмотрены конечные и промежуточные цели и задачи, средства и способы достижения результатов.
Организация образовательного процесса включает оптимальное чередование видов детской деятельности: специально организованной и нерегламентированной деятельности воспитанников. Специально организованная деятельность воспитанников – это регламентированные типовым учебным планом дошкольного образования игра, занятие, организованные с учетом закономерностей их развития в раннем и дошкольном возрасте. Нерегламентированная деятельность воспитанников – это игра и другие виды деятельности в распорядке дня, которые организуются как с участием взрослого, так и при косвенном его руководстве. В распорядке дня специально организованная деятельность выступает в качестве сопутствующей иным видам деятельности.
Важным аспектом планирования является решение образовательных, развивающих и воспитательных задач в разных формах специально организованной деятельности и видах детской деятельности, т.е. интеграция образовательного процесса, которая определяется, как системный, целостный и взаимосвязанный процесс.
Обязательно в планировании должна прослеживаться интеграция образовательных областей (например, «Художественная литература», «Изобразительная деятельность» образовательной области «Искусство» с другими образовательными областями) и интегрированность видов детской деятельности, предполагающие решение задач по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств воспитанников во взаимосвязи всех направлений. Интеграция образовательных областей прослеживается в совместной деятельности взрослого и детей и отражается в различных видах совместной и самостоятельной детской деятельности. Цели и задачи должны быть четкими, конкретными, понятными, реальными, измеримыми и достижимыми, соответствующими направлениям и образовательным областям учебной программы дошкольного образования и возрасту детей. Ключевыми словами формулировки целей, образовательных, развивающих и воспитательных задач могут быть: «формировать понятие», «расширить представление», «развивать умение сравнивать», «развивать познавательный интерес», «способствовать развитию», «воспитывать эстетическое восприятие», «воспитывать культуру поведения» и т.д.
Реализация целей и задач учебной программы дошкольного образования в группах раннего и дошкольного возраста осуществляется при организации образовательного процесса, в котором предусмотрена совместная деятельность взрослого и детей, самостоятельная деятельность детей в специально организованных формах (игра, занятие) и различных видах детской деятельности, режимных процессах в течение дня. Качественный результат образовательной деятельности зависит от личности педагога, который, прежде всего, создает эмоционально насыщенную среду, способствующую полноценному развитию ребенка (режимные моменты, самостоятельная детская деятельность и т.д.).
Одним из оптимальных условий реализации учебной программы дошкольного образования является тематический подход к планированию образовательного процесса, в котором предполагается выделение ведущей темы дня, недели или месяца. Предварительный подбор педагогами основных тем обеспечивает системность и культуросообразность организации образовательного процесса. Реализация темы проходит в комплексе разных видов детской деятельности, предусматривающих взаимодействие взрослого и ребенка с позиции партнерства.
Тематический подход к планированию предусматривает разработку тем: с учетом цикличности года, сезонных изменений и явлений в природе, государственных и народных праздников, познания природного и рукотворного мира, родного края, себя, мира, социума, трудовой деятельности людей и др.
Вместе с тем, планирование и организация образовательного процесса с учетом тематического подхода может осуществляться в разных вариантах:
-тематическое планирование, включающее организацию разных видов деятельности, подчиненных одной теме и интегрирующих все образовательные области;
- использование в планировании метода проектов, позволяющих реализовать цели в рамках определенной темы;
-широкое использование научно обоснованных методик, информационных и образовательных технологий в интеграции с разнообразной организованной и самостоятельной деятельностью детей.
Планированием и организацией образовательного процесса по тематическому принципу предусмотрены возможности экспериментирования, проведения воспитанниками элементарной исследовательской деятельности с учетом специфики учреждения дошкольного образования.
Разработанные педагогом темы на год, в рамках которых решаются образовательные, развивающие и воспитательные задачи, должны быть социально значимыми для общества, семьи и государства, соответствовать целям, задачам и содержанию направлений и образовательных областей учебной программы дошкольного образования, быть познавательными и интересными для воспитанников. Например, тема, соответствующая направлению «Социально-нравственное и личностное развитие», раскрывается через образовательные области «Ребенок и общество», «Ребенок и природа» и интегрируется с образовательной областью «Искусство» (чтением художественной литературы, музыкой, с продуктивной деятельностью детей в художественном творчестве и др.).
Содержание образовательной области «Развитие речи и культура речевого общения» направления «Речевое развитие» может интегрироваться с образовательной областью «Искусство» (художественная литература и др.).
Интеграция содержания образовательной области «Искусство» (восприятие произведений изобразительного искусства, рисование, аппликация, лепка, конструирование) может осуществляться с другими образовательными областями, например, «Ребенок и общество» и др. и отражается в плане работы воспитателя группы второго раннего возраста.
Задачи образовательной области «Развитие речи и культура речевого общения» интегрируются со всеми образовательными областями через все виды детской деятельности и решаются в совместной со взрослым и детьми деятельности в условиях специально организованной речевой среды.
Обеспечивается интеграция образовательной области «Физическая культура» с образовательной областью «Ребенок и общество» (например, «Здоровье и личная гигиена», «Безопасность жизнедеятельности» и др.), а также в тесной взаимосвязи с другими образовательными областями и видами детской деятельности (например, интеграция движений и игровой деятельности).
Такой подход к планированию в учреждении дошкольного образования обеспечит мотивацию, содержательность и продуктивность образовательного процесса.
В качестве одного из вариантов написания плана образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста по реализации учебной программы дошкольного образования предлагается следующая структура.
Разделы плана по учебной программе дошкольного образования (варианты)
1.Годовые задачи учреждения дошкольного образования на учебный год.
2.Научно-методическое обеспечение (источники планирования: образовательные стандарты дошкольного образования, учебная программа дошкольного образования, учебные издания, официально утвержденные либо допущенные в качестве соответствующего вида учебного издания Министерством образования Республики Беларусь, рекомендованные научно-методическим учреждением «Национальный институт образования»).
3.Список детей по подгруппам (для групп раннего возраста и разновозрастных групп), (подгрупповая работа в остальных группах организуется при наличии соответствующих условий). Список детей в подгруппе не должен быть постоянным, в течение года он может изменяться с учетом уровня развития каждого ребенка.
4.Циклограмма (обязательные компоненты организации разных видов совместной деятельности педагога и детей в течение дня). В циклограмму также включаются: время, отведенное для специально организованных форм (игр, занятий), в том числе бассейне, дни и время, отведенное для проведения физкультурных досугов, музыкальных развлечений, организации образовательных услуг сверх базового компонента. Циклограмма разрабатывается на год (корректируется при необходимости) в соответствии с распорядком дня каждой возрастной группы и условий функционирования учреждения дошкольного образования.
Возможно следующее содержание и форма написания циклограммы:
Первая половина дня
|
Вторая половина дня
|
Утро
|
Первая прогулка
|
После сна, перед прогулкой
|
Вторая прогулка
|
Вечер
|
|
|
|
|
|
1-я половина дня
Утро:
- общение;
- индивидуальная работа по образовательным областям учебной программы дошкольного образования и ежедневным наблюдениям за деятельностью детей;
- игровая деятельность;
- трудовая деятельность;
- познавательная практическая деятельность;
- двигательная деятельность: организованная (утренняя гимнастика, физкультминутки, физкультурные паузы), самостоятельная (до и после завтрака);
- закаливание;
- здоровье и личная гигиена;
- культура питания;
- безопасность жизнедеятельности;
- специально организованная деятельность (согласно утвержденному учебному плану и расписанию занятий (игр) на каждый день недели).
1-я прогулка:
- игровая деятельность;
- познавательная практическая деятельность (наблюдения за живой и неживой природой, опытно-экспериментальная деятельность, обследование предметов, объектов, пространства и т.д.);
- двигательная деятельность: организованная (подвижные игры и физические упражнения — ежедневно, занятия физической культурой — согласно утвержденному учебному плану занятий на неделю); самостоятельная (ежедневно);
- трудовая деятельность;
- индивидуальная работа по образовательным областям учебной программы дошкольного образования и повседневным наблюдениям за деятельностью детей;
- закаливание;
- здоровье и личная гигиена;
- безопасность жизнедеятельности.
2-я половина дня
После сна:
- закаливание;
- здоровье и личная гигиена;
- культура питания;
- безопасность жизнедеятельности;
- самостоятельная двигательная деятельность.
- Перед второй прогулкой:
образовательные услуги сверх содержания образовательных областей: "Развитие речи и культура речевого общения"; "Иностранный язык"; "Детское ручное ткачество"; "Хореография" (указываются дни недели, время и продолжительность проведения образовательных услуг);
2-я прогулка:
- познавательная практическая деятельность (наблюдения за живой и неживой природой, опыты, эксперименты и т.д.);
- двигательная деятельность: организованная (подвижные игры, физические упражнения — ежедневно); самостоятельная (ежедневно);
- трудовая деятельность;
- индивидуальная работа с детьми по образовательным областям учебной программы и ежедневным наблюдениям за деятельностью детей;
- игровая деятельность;
- закаливание;
- здоровье и личная гигиена;
- безопасность жизнедеятельности;
Вечер:
- индивидуальная работа с детьми по образовательным областям учебной программы дошкольного образования и повседневным наблюдениям за деятельностью детей;
- игровая деятельность;
- художественная деятельность: театральная, художественно-речевая, музыкальная (развлечения и др.), изобразительная (восприятие произведений изобразительного искусства, рисование, лепка, аппликация, конструирование, детский дизайн).
- трудовая деятельность;
- самостоятельная двигательная деятельность (ежедневно);
- занятия в бассейне (при наличии) (после первой прогулки или во вторую половину дня) – по утвержденному графику.
В циклограмме указываются конкретно дни недели, периодичность проведения музыкальных и физкультурных досугов, физкультурных праздников, дней здоровья.
5.Взаимодействие с семьей
Формы взаимодействия с семьей
|
Содержание
|
Дата проведения
|
Ответственный
|
Отметка о выполнении
|
Коллективные
|
|
|
|
|
Индивидуальные
|
|
|
|
|
Наглядно-информационные
|
|
|
|
|
Информационно-коммуникацион-ные (сайт, электронная почта и т.д.)
|
|
|
|
|
Педагогический работник планирует на месяц разнообразные формы сотрудничества с семьей воспитанников с учетом предстоящих мероприятий группы и общих мероприятий учреждения дошкольного образования. Ежедневная работа педагога с семьями воспитанников должна быть направлена на обеспечение систематической информированности родителей о пребывании воспитанников в учреждении дошкольного образования, в целях обеспечения единых подходов в воспитании и развитии ребенка, поддержания постоянного контакта с семьей.
6. Индивидуальная работа с детьми.
Неделя
|
Содержание работы по образовательным областям
|
Фамилия, имя ребенка
|
Учет работы
|
Первая
|
|
|
|
Вторая
|
|
|
|
Третья
|
|
|
|
Четвертая
|
|
|
|
Целесообразно индивидуальную работу с детьми планировать по образовательным областям на каждую неделю месяца на основе предыдущих ежедневных наблюдений педагога и с учетом анализа результатов детской деятельности. Коррекционная же работа планируется и осуществляется при необходимости педагогом-психологом, учителем-дефектологом.
7.Закаливание (планирование и ежедневное проведение на протяжении дня обязательных мероприятий с учетом принципов закаливания, возрастных особенностей детей, сезонных изменений).
8.Здоровье и личная гигиена (задачи)
9. Культура питания (задачи)
10.Безопасность жизнедеятельности (задачи)
(планирование задач и ежедневное их выполнение в соответствии с распорядком дня).
11. Двигательная деятельность (активность). (Планирование и обеспечение участия детей в мероприятиях активного отдыха, игровой деятельности, двигательной активности в мероприятиях распорядка дня, создание условий для самостоятельной двигательной деятельности детей).
- Организованная двигательная деятельность (утренняя гимнастика, физкультминутки, подвижные игры и физические упражнения на прогулке, физкультурный досуг, физкультурный праздник, день здоровья) планируются и проводятся в разные отрезки времени. Занятия по образовательной области «Физическая культура» планируются и проводятся по расписанию в соответствии с планом работы воспитателя каждой возрастной группы (в разделе плана «Специально организованная деятельность»).
- Утренняя гимнастика (планируется на первую-вторую, третью-четвертую недели с дополнениями и усложнениями во второй и четвертой неделях). Комплекс упражнений подбирается и с учетом места проведения утренней гимнастики. (Возможно использование картотеки).
Недели
|
Содержание
|
Дополнение
|
Первая
|
|
|
Вторая
|
|
+
|
Третья
|
|
|
Четвертая
|
|
+
|
- Физкультминутки (названия 2-3 физкультминуток).
-Физкультурная пауза (1-2 игры малой и средней подвижности).
-Подвижные игры и физические упражнения на первой и второй прогулках
Недели
|
Подвижные игры и физические упражнения на первой прогулке
|
Подвижные игры и физические упражнения на второй прогулке
|
Первая
|
|
|
Вторая
|
|
|
Третья
|
|
|
Четвертая
|
|
|
Активный отдых:
-физкультурный досуг (1раз в месяц – во второй младшей группе, (2 раза в месяц – в средней и старшей группах);
-физкультурный праздник (2 (4 - в группах от 5-7 лет) раза в год) (программу разрабатывает руководитель физического воспитания, в плане воспитатель обозначает дату проведения мероприятия и принимает активное участие в подготовке и проведении праздника);
-день здоровья (4 раза в год) (составляется общая программа проведения дня здоровья в учреждении дошкольного образования, включаются мероприятия всех дошкольных групп, в плане воспитателем отмечается дата проведения).
- Самостоятельная двигательная деятельность (отводится время: утром, после завтрака, на первой прогулке, после сна, на второй прогулке, вечером и в разных видах детской деятельности).
Для самостоятельной двигательной деятельности детей создаются соответствующие условия, обеспечивающие выполнение физических упражнений в разнородной физкультурно-игровой среде в помещении и на воздухе. (Перечень оборудования, место проведения определяется педагогом, время предусмотрено учебной программой дошкольного образования в распорядке дня каждой возрастной группы).
12. Специально организованная деятельность. (Регламентированные учебным планом учреждения дошкольного образования формы организации образовательного процесса с учетом закономерностей развития детей раннего и дошкольного возраста по образовательным областям)
Планирование специально организованных форм по образовательным областям осуществляется на основе расписания игр, занятий и др. форм по образовательным областям на каждый день недели в соответствии с учебным планом. Определяется тема и цель недели (если планирование осуществляется по тематическому принципу), обозначается образовательная область, формулируется тема занятия, конкретные программные задачи (формировать, развивать, воспитывать), научно-методическое обеспечение (источники планирования); в дополнениях указывается: дидактический материал, пособия, картины, методы, приемы, игры, упражнения используемых образовательных технологий.
При планировании игр, занятий педагоги могут использовать следующую примерную структуру написания:
- тема недели;
- образовательная область и вид занятия (н-р, «Искусство»: Рисование;
- тема занятия;
- программные задачи (обучающие, развивающие, воспитательные);
- источники планирования;
- методические приемы (перечисляются конкретные приемы, с помощью которых будут достигаться поставленные цели по отношению к группе в целом, к отдельному ребенку);
- дополнения.
Основными формами организации образовательного процесса детей раннего возраста являются индивидуальные формы организации игр (занятий), подгрупповые и в некоторых случаях фронтальные формы организации детей в специально организованной деятельности. В распорядке дня специально организованная деятельность выступает в качестве сопутствующей другим видам деятельности.
В планировании образовательного процесса по учебной программе дошкольного образования прослеживается взаимосвязь направлений образовательных областей на основе интеграции содержания. Обеспечивается интеграция образовательных областей и видов детской деятельности (например, интеграция движений и игровой деятельности) и т.д.
Вариант 1.
Дни недели
|
Специально организованная деятельность
|
Первая неделя
|
Дополнения
|
Вторая неделя
|
Дополнения
|
Третья неделя
|
Дополнения
|
Четвертая неделя
|
Дополнения
|
Понедельник
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Вторник
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Среда
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Четверг
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Пятница
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Виды детской деятельности (таблица)
Неделя месяца
|
Общение
|
Игровая
|
Познава-тельная практичес-кая
|
Художест-венная
|
Трудовая
|
Элементарная учебная деятель-ность*1
|
Первая
|
|
|
|
|
|
задачи
|
Вторая
|
|
|
|
|
|
задачи
|
Третья
|
|
|
|
|
|
задачи
|
Четвертая
|
|
|
|
|
|
задачи
|
Возможна и такая форма написания плана для педагогов, имеющих небольшой опыт работы с детьми раннего и дошкольного возраста.
Вариант 2.
Специально организованная деятельность и виды детской деятельности (Специально организованные формы образовательного процесса и виды детской деятельности на каждый день недели).
Таблица :
Дни недели
|
Специально организованная деятельность (по образовательным областям)
|
Дополнения
|
Общение
|
Игровая деятельность
|
Познавательная практическая
|
Художественная
деятельность*2
|
Трудовая деятельность
|
Элементарная учебная деятельность*2
|
Понедельник
|
|
|
|
|
|
|
|
задачи
|
Вторник
|
|
|
|
|
|
|
|
Среда
|
|
|
|
|
|
|
|
Четверг
|
|
|
|
|
|
|
|
Пятница
|
|
|
|
|
|
|
|
Нерегламентированная деятельность воспитанников – это общение, познавательная практическая (предметная - в группах раннего возраста), игровая, художественная, трудовая, элементарная учебная (для детей дошкольного возраста) деятельность в распорядке дня, которая возникает как с участием взрослого (совместная деятельность), так и при косвенном руководстве взрослого (создание соответствующих условий) самостоятельная деятельность детей.
*1, 2. В графе «Элементарная учебная деятельность (пропедевтика)» во второй младшей и средней группах и «Элементарная учебная деятельность» в старших группах планируются задачи на неделю в соответствии с учебной программой дошкольного образования и возрастными особенностями детей, выполнение которых осуществляется в специально организованной деятельности и других видах детской деятельности.
Ежедневное количество занятий (игр) в каждой возрастной группе и их последовательность определяется утвержденным руководителем учебным планом учреждения дошкольного образования.
В планировании специально организованной деятельности обязательно прослеживаются: принцип интеграции образовательных областей учебной программы дошкольного образования и принцип интегративности содержания других видов детской деятельности.
*3 Обращаем внимание педагогов, что в «Художественную деятельность» входят: театральная, художественно-речевая деятельность; музыкальная деятельность; изобразительная деятельность (восприятие произведений изобразительного искусства, рисование, лепка, аппликация, конструирование, детский дизайн).
В плане на летний оздоровительный период планируются виды детской деятельности.
Дни недели
|
Общение
|
Игровая деятельность
|
Познавательная практическая
|
Художественная
деятельность*3
|
Трудовая деятельность
|
Понедельник
|
|
|
|
|
|
Вторник
|
|
|
|
|
|
Среда
|
|
|
|
|
|
Четверг
|
|
|
|
|
|
Пятница
|
|
|
|
|
|
Занятия по образовательным областям не планируются, в план включаются виды детской деятельности.
Обращаем внимание воспитателей дошкольного образования, музыкальных руководителей и руководителей физического воспитания, что вместо занятий по образовательной области «Физическая культура» планируются физкультурные досуги и двигательная деятельность, музыкальных занятий образовательной области «Искусство» - развлечения и музыкальная деятельность.
К выбору наиболее оптимальной и удобной для педагога формы написания плана следует подходить дифференцированно с учетом образования, опыта работы и индивидуального стиля деятельности педагога, внедряемой образовательной технологии как инструмента реализации учебной программы дошкольного образования.
Методист высшей категории отдела инновационных технологий в дошкольном образовании ГУО «Академия последипломного образования» О.П. Жихар
Планирование образовательного процесса
в учреждениях дошкольного образования
Инструктивно-методическое письмо
Министерства образования Республики Беларусь к 2015/2016 учебному году
План реализации образовательного процесса в группах раннего и дошкольного возраста может включать следующие структурные компоненты:
Годовые задачи учреждения дошкольного образования.
Научнометодическое обеспечение (перечень учебных изданий, официально утвержденных либо допущенных в качестве соответствующего вида учебного издания Министерством образования Республики Беларусь, рекомендованных научнометодическим учреждением «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь).
Список детей по подгруппам (с учетом возрастных, индивидуальных особенностей воспитанников; подгруппы детей могут изменяться в течение года).
Циклограмма совместной деятельности педагога с воспитанниками в течение дня (содержание деятельности с воспитанниками в первую и вторую половины дня).
Взаимодействие с семьями воспитанников (формы и содержание работы по психологопедагогическому образованию родителей и включению их в образовательный процесс).
Индивидуальная работа с воспитанниками (содержание работы по образовательным областям учебной программы дошкольного образования на основе ежедневных наблюдений педагога и с учетом результатов детской деятельности. Коррекционноразвивающая работа планируется и осуществляется педагогомпсихологом, учителемдефектологом).
Закаливание (основные виды закаливания планируются
с учетом принципов закаливания, возрастных особенностей воспитанников, сезонных изменений, условий учреждения дошкольного образования).
Двигательная активность (содержание мероприятий распорядка дня: утренняя гимнастика, подвижные игры и физические упражнения на 1й и 2й прогулках, активный отдых).
Специально организованная деятельность, регламентированная типовым учебным планом дошкольного образования (игра, занятие).
Планируется по образовательным областям на основе расписания игр, занятий на каждый день недели в соответствии с учебным планом. Определяются тема и цель деятельности в течение недели. В содержание планирования включаются: образовательная область и вид занятия; тема занятия; программные задачи (обучающие, развивающие, воспитательные); источники планирования. Планирование специально организованной деятельности в разновозрастной группе осуществляется в соответствии с общими требованиями, но имеет определенное своеобразие. При планировании фронтальных форм работы следует учитывать различие содержания (по степени трудности) и продолжительности деятельности детей каждого возраста. Необходимо указывать программные задачи применительно к каждому возрасту; предусмотреть дифференцированные задания для детей.
Нерегламентированную деятельность воспитанников (виды детской деятельности: общение, игра, познавательная практическая (предметная — в группах раннего возраста), художественная, элементарная трудовая).
В учреждениях дошкольного образования рекомендуется часть структурных компонентов плана (годовые задачи учреждения дошкольного образования; научнометодическое обеспечение; список воспитанников по подгруппам; циклограмма совместной деятельности педагога с воспитанниками в течение дня; взаимодействие с семьей; индивидуальная работа с воспитанниками; закаливание; двигательная активность) планировать на год, полугодие, месяц, а часть (специально организованная и нерегламентированная деятельность) планировать на каждый день недели месяца.
При планировании образовательного процесса в группах раннего возраста с целью качественной реализации содержания учебной программы дошкольного образования необходимо обеспечить повторность проведения занятий.
Изменение занятий может заключаться в: постепенном преподнесении новой информации;
смене дидактического материала;использовании новых методических приемов и др.
Этапы планирования специально-организованных видов деятельности (занятий)
1. Разработка системы занятий по теме или разделу.
2. Определение темы и ведущих понятий занятия.
3. Определение триединой дидактической цели занятия, задач на основе учебной программы дошкольного образования , уровня развития детей.
4. Подбор литературы по теме.
5. Подбор игр и упражнений , для реализации поставленных задач.
6. Выбор формы организации занятия (игра, упражнение, комбинированное занятие, комплексное и др.), организации детей (сидя или стоя за столами, сидя полукругом на стульях, на ковре или свободно перемещаясь вслед за воспитателем по группе и др.), определение своего свободного места и всех возможных перемещений в процессе занятия.
7. Конкретизация дидактических средств: их количество, размещение, последовательность использования.
8. Продумывание форм и содержания игровых, учебных, учебно-игровых ситуаций, их чередования или последовательности.
9. Проектирование начала занятия, его хода и окончания.
10. Формулирование заданий и вопросов детям, возможных реплик, пояснений, указаний, обобщения в каждой из структурных частей занятия.
11. Предусматривание логики перехода от одной структурной части занятия к другой, их примерной длительности.
12. Продумывание разнообразных методов и приемов активизации внимания и мышления, развития сенсорики и речи, поддержания интереса к занятию и стимулирования учебной деятельности дошкольников.
13. Предусматривание индивидуально – дифференцированного подхода к детям на занятии (варьирование заданий, их дозировка, помощь детям при выполнении заданий и упражнений в разных формах) , физкультминуток и др.
14. Продумывание форм оценки выполненного задания детьми.
15. Подготовка конспекта занятия.
ПРИМЕРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ВИДОВ ДЕТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ВТОРАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА
В разделе «Общение» планируются:
- беседы (от 5 до 15 минут; индивидуально или с небольшой группой детей);
- рассказы (из опыта);
- коммуникативные ситуации;
- этюды;
- ситуации невербального общения;
- объяснения;
- пояснения;
В разделе «Игровая деятельность» планируются:
- дидактические игры;
- сюжетно – ролевые игры;
- настольно – печатные игры;
- словесные игры;
- развивающие игры;
- строительные;
- народные;
- компьютерные;
- режиссерские
В разделе «Познавательно-практическая деятельность» планируются:
- наблюдения;
- опыты;
- эксперименты;
- обследование предметов, местности;
- ориентирование: в пространстве (на себя, от себя, от объекта), на листе бумаги, на местности;
В разделе «Художественная деятельность» планируются:
1. Художественно-речевая и театральная деятельность:
- чтение и заучивание художественных произведений (потешек, стихотворений, сказок, коротких рассказов);
- слушание художественных произведений в грамзаписи;
- воспроизведение;
- составление рассказов (творческих, описательных);
- речевые упражнения;
- знакомство с разными видами кукольных театров;
- драматизация (с помощью фланелеграфа, настольного, пальчикового театров);
- инсценировка;
2. Ознакомление с искусством и изобразительная деятельность:
- рассматривание произведений живописи (картин либо репродукций), произведений станковой, книжной, прикладной графики (рисунки либо эстампы);
- рассматривание народных игрушек, скульптур, предметов декоративно-прикладного искусства;
- отработка приемов рисования;
- отработка техник изображения;
- изготовление поделок (из природного, бросового материалов)
3. Музыкальная деятельность:
- развлечения);
- игра на музыкальных инструментах;
- подготовка к праздникам;
- слушание музыкальных произведений (народной, классической, современной музыки) в грамзаписи;
- выполнение под музыку музыкально-ритмических движений
В разделе «Трудовая деятельность» планируются:
- самообслуживание;
- хозяйственно-бытовой труд;
- труд в природе;
- совместный труд взрослых и детей (работа групповых кружком);
- культурно-гигиенические навыки.
СРЕДНЯЯ И СТАРШАЯ ГРУППА
В разделе «Общение» планируются:
- беседы (от 5 до 15 минут; индивидуально или с небольшой группой детей);
- рассказы (из опыта);
- коммуникативные ситуации;
- этюды;
- ситуации невербального общения;
- объяснения;
- пояснения;
- тренинги
В разделе «Игровая деятельность» планируются:
- дидактические игры;
- сюжетно – ролевые игры;
- настольно – печатные игры;
- словесные игры;
- развивающие игры;
- строительные;
- народные;
- компьютерные;
- режиссерские
В разделе «Познавательно-практическая деятельность» планируются:
- наблюдения;
- опыты;
- эксперименты;
- составление схем-моделей;
- обследование предметов, местности;
- ориентирование: в пространстве (на себя, от себя, от объекта), на листе бумаги, на местности;
- составление плана действий (когда один дома, потерялся, как вести себя при пожаре и т.д.)
В разделе «Художественная деятельность» планируются:
1. Художественно-речевая и театральная деятельность:
- чтение и заучивание художественных произведений (потешек, стихотворений, сказок, коротких рассказов);
- придумывание загадок, сказок;
- слушание художественных произведений в грамзаписи;
- воспроизведение;
- составление рассказов (творческих, описательных);
- речевые упражнения;
- знакомство с разными видами кукольных театров;
- драматизация (с помощью фланелеграфа, настольного, пальчикового театров);
- инсценировка;
- подготовка спектаклей
2. Ознакомление с искусством и изобразительная деятельность:
- рассматривание произведений живописи (картин либо репродукций), произведений станковой, книжной, прикладной графики (рисунки либо эстампы);
- рассматривание народных игрушек, скульптур (малых форм, монументальная, станковая, декоративно-парковая), предметов декоративно-прикладного искусства;
- рассматривание зданий разной архитектуры; знакомство с разновидностями дизайна (ландшафтный дизайн, дизайн интерьеров помещений, дизайн одежды, игрушек, дизайн упаковки и печатной продукции);
- изготовление (совместно с воспитателем) коллажей, декораций, костюмов, атрибутов (к игре, спектаклю, утреннику, развлечению);
- отработка приемов рисования;
- отработка техник изображения;
- изготовление поделок (из природного, бросового материалов)
3. Музыкальная деятельность:
- развлечения);
- игра на музыкальных инструментах;
- подготовка к праздникам;
- слушание музыкальных произведений (народной, классической, современной музыки) в грамзаписи;
- выполнение под музыку музыкально-ритмических движений
В разделе «Трудовая деятельность» планируются:
- самообслуживание;
- хозяйственно-бытовой труд;
- труд в природе;
- ручной труд;
- совместный труд взрослых и детей (работа групповых кружком);
- культурно-гигиенические навыки
Содержание двигательной активности воспитанников,
согласно учебной программе дошкольного образования
Двигательная
активность
Возрастная группа
|
Первая младшая группа
|
Вторая младшая группа
|
Средняя группа
|
Старшая группа
|
|
от 2 до 3 лет
|
от 3 до 4 лет
|
от 4 до 5 лет
|
от 5 до 6 лет
|
от 6 до 7 лет
|
Самостоятельная двигательная деятельность
|
Утром
|
15-20 мин.
|
10-15 мин.
|
10-15 мин.
|
10-15 мин.
|
10-15 мин.
|
После завтрака
|
10-12 мин.
|
8-10 мин.
|
8-10 мин.
|
8-10 мин.
|
8-10 мин.
|
На первой прогулке
|
40-45 мин.
|
35-40 мин.
|
40-45 мин.
|
40-50 мин.
|
40-50 мин.
|
На второй прогулке
|
30-35 мин
|
35-45 мин
|
30-35 мин.
|
30-40 мин.
|
30-40 мин.
|
После сна
|
10-12 мин
|
10-12 мин.
|
10-12 мин.
|
10-15 мин.
|
10-15 мин.
|
В разных видах деятельности
|
60-90 мин.
|
50-80 мин.
|
80-100 мин.
|
25-30 мин.
|
25-30 мин.
|
Двигательная активность в мероприятиях распорядка дня
|
Утренняя гимнастика
|
5-6 мин.
|
6-7 мин.
|
7-8 мин.
|
8-10 мин.
|
8-10 мин.
|
Физкультурные занятия
|
2 раза в неделю
10-15 мин.
|
3 раза в неделю
10-15 мин.
|
4 раза в неделю
20-25 мин.
|
4 раза в неделю
30-35 мин.
|
4 раза в неделю
30-35 мин.
|
Подвижные игры и физические упражнения на первой и второй прогулках
|
10-15 мин.
|
20 мин.
|
20-25 мин.
|
25 мин.
|
30 мин.
|
Физкультурный досуг
|
----
|
1 раз в месяц 20 мин.
|
2 раза в месяц 25-30 мин.
|
2 раза в месяц 30-35 мин.
|
2 раза в месяц 35-40 мин.
|
Физкультурный праздник
|
----
|
----
|
2 раза в год 30-40 мин.
|
4 раза в год 40-50 мин.
|
4 раза в год 50- 60 мин.
|
День здоровья
|
----
|
4 раза в год
|
4 раза в год
|
4 раза в год
|
4 раза в год
|
Физкультминутки на занятиях
|
----
|
1,5-2 мин.
|
2-3 мин.
|
3 мин.
|
3-4 мин.
|
Во время перерыва между занятиями
|
----
|
10-12 мин.
|
10 мин.
|
10 мин.
|
10-12 м
|
Обучение спортивным упражнениям,
согласно учебной программе дошкольного образовани
Спортивные упражнения
|
|
Катание на санках
|
Скольжение по ледяным дорожкам
|
Ходьба на лыжах
|
Катание на велосипеде
|
Катание на самокате,
Спорт-
роллере
|
Первая младшая группа
от 2 до 3 лет
|
Катание ребёнка взрослым, скатывание с горки, сидя на санках; катание санок за верёвочку ребёнком; катание ребёнком на санках игрушек, снежков; попытки катать друг друга.
|
Прокатывание детей взрослым, держа за руки.
|
Ознакомление с лыжами; попытка стоять, сохраняя равновесие; переступание, попытки передвижения (скольжение).
|
Посадка на трёх-(четырёх) колёсный велосипед, схождение с него с поддержкой и без поддержки взрослого; катание с помощью взрослого и попытки передвижения самостоятельно; управление рулём с помощью взрослого и самостоятельно.
|
----------
|
Вторая младшая группа
от 3 до 4 лет
|
Друг друга, вдвоём – одного; подъём на горку, везя за собой санки; спуск с невысокой горки, сидя на санках, поставив ноги на полозья; выполнение торможения, поставив ноги на снег (упор на пятки), руками, держась за края санок, немного отклонившись назад.
|
С помощью взрослых (длина дорожки
1-1,5 м).
|
Надевание и снимание лыж; уход за лыжами (очищение от снега); стояние на лыжах с сохранением равновесия; поднимание поочерёдно правой (левой) ноги; передвижение ступающим и скользящим шагом по утрамбованному снегу, ставя лыжи параллельно друг другу; выполнение поворотов направо (налево) на месте вокруг пяток лыж.
|
На трёхколёсном велосипеде по прямой, по кругу; выполнять повороты, торможение; вращать педали, равномерно нажимая поочерёдно то одной, то другой ногой, не отрывая ступни от педалей; сидеть прямо, смотреть вперёд, свободно управлять рулём.
|
---------
|
Средняя группа
от 4 до 5 лет
|
Катание друг друга; подъём с санками на горку, спуск с горки по одному и вдвоём; торможение при спуске с горки.
|
Со страховкой взрослыми и самостоятельно (длина 1,5-2 м).
|
Стоять на лыжах, приседать («пружинки»), передвигаться по лыжне переменным скользящим шагом (без палок), выполняя свободные движения руками; выполнять повороты переступанием на месте вправо и влево вокруг пяток лыж; подъём на пологую горку ступающим шагом, «лесенкой»; спуск с невысокой горки в низкой стойке; проходить на лыжах 0,5 км.
|
Ездить друг за другом на трёх- и двухколёсном велосипеде; выполнять повороты, объезжать предметы, регулировать темп движения; выполнять торможение; уход (выполнение осмотра технического средства; протирание ветошью загрязнённых мест; регулировка высоты седла с помощью взрослого).
|
----------
|
Старшая группа
от 5 до 6 лет
|
Катание на санках по одному (по двое); выполнение поворотов при спуске с горки направо (налево); поворотов и остановок (торможение) в обозначенном месте; выполнение заданий при спуске к горки (попадание снежков в цель; сбор предметов, расставленных вдоль склона; проезд в ворота, построенные из снега или нарисованные на снегу и др).
|
По горизонтальной и наклонной после короткого (3-5) шагов разбега; выполнение приседания во время скольжения со страховкой взрослыми; выполнение движений руками (вперед, за спину, разведение в стороны и др.).
|
Попеременным двухшажным ходом по пресечённой местности, повороты на месте (переступанием вокруг носков лыж) и в движении; подъём на невысокие горки «ёлочкой», «полуёлочкой»; спуск с горки, пополнение торможения при спуске «плугом», «полуплугом»; передвижение по лыжне с палками, передвижение в спокойном темпе 1 км.
|
Самостоятельно садиться на двухколёсный велосипед; ездить по прямой друг за другом; «восьмёркой»; по дорожкам с разным грунтом; выполнять повороты и торможение в обозначенном месте.
|
Знакомство техническим средством, уход за ним, катание по прямой, по кругу на правой (левой) ноге, отталкиваясь одной ногой; выполнение остановок.
|
От 6 до 7 лет
|
Спуск с горки вдвоём, выполнение поворотов, торможения, выполнение дополнительных заданий при спуске с горки
|
После разбега на одной (со страховкой взрослого); вдвоём, втроём; выполнение отталкивания правой (левой) ногой при скольжении; сбивание ногами с дорожки льдинок (мелких предметов)
|
Скользящим шагом до ориентира, между предметами (кеглями, флажками, фигурками из снега и др.); попеременным двухшажным ходом по пересечённой местности; повороты на месте на 180 о (360 о) переступанием и в движении; со сменой темпа передвижения; без опоры на палки (держа их в руках); спуск с невысокой горки с выполнением заданий (проехать в воротца, под препятствие и др.); ходьба в спокойном темпе до 2 км.
|
Ехать на двухколёсном велосипеде с ускорением, замедлением темпа, по ограниченной площади (узкой дорожке); управлять велосипедом одной рукой; выполнять остановки в заданном месте.
|
Передвижение на техническом средстве после неоднократного (3-4 толчка) отталкивания одной ногой («кто дальше») по прямой, между предметами, в воротца; свободная ориентировка в пространстве при передвижении по площадке; езда с сохранением заданных интервалов относительно едущих впереди и рядом; торможение и остановка в обозначенном месте.
|
К спортивным упражнениям, согласно учебной программе дошкольного образования, относится и обучение плаванию. Работа с воспитанниками в этом направлении проводится со второй младшей группы (3-4 года).
|
Обучение воспитанников спортивным упражнениям и элементам спортивных игр в основном проходит на физкультурных занятиях, организуемых на воздухе. Для того, чтобы дети овладели навыками спортивных упражнений и научились играть в спортивные игры необходимо постоянно повторять и закреплять их во время прогулок.
Обучение элементам спортивных игр,
согласно учебной программе дошкольного образования
Элементы спортивных игр
|
Старшая группа
|
Баскетбол
|
Футбол
|
Хоккей
|
Бадминтон
|
Городки
|
Настольный теннис
|
от 5 до 6 лет
|
Принятие стойки баскетболиста; передача мяча друг другу двумя руками от груди и одной рукой от плеча на месте и в движении; ловля мяча; ведение мяса поочерёдно правой (левой) рукой шагом и бегом; выполнение перемещений по площадке, остановок, поворотов; забрасывание мяча в корзину двумя руками от груди, одной рукой от плеча.
|
Удары по мячу ногой с попаданием в предметы; прокатывание футбольного мяча правой и левой ногами в заданном направлении; передача мяча друг другу (на месте и в движении); ведение мяча «змейкой» между предметами; закатывание в ворота; выполнение остановок мяча ногами.
|
Правильное держание клюшки; ведение шайбы (толчком и перекладыванием клюшки) в заданном направлении; выполнение бросков (на месте и в движении) друг другу; выполнение ударов по шайбе с попаданием в ворота; выполнение остановок шайбы.
|
Правильное держание ракетки, выполнение подачи в сторону партнёра; отбивание волана ракеткой.
|
Броски биты, отведя руку в сторону, занимая правильное исходное положение; представление о некоторых фигурах (5-6) игры; сбивание фигур, поставленных в ряд.
|
___________
|
от 6 до 7 лет
|
Принятие стойки баскетболиста; передача мяча друг другу двумя руками от груди и одной рукой от плеча на месте и в движении; ведение мяча поочередно правой (левой) рукой шагом и бегом, забрасывание в корзину двумя руками от груди и одной рукой от плеча; с места и в движении ловля мяча на разной высоте и с разных сторон; перемещение по площадке, остановки, повороты.
|
Прокатывание футбольного мяча правой и левой ногами в заданном направлении; передача мяча в парах друг другу на месте и в движении, обведение его вокруг предметов; попадание в предметы; остановки мяча; подбивание подъёмом ноги; закатывание в ворота.
|
Ведение шайбы клюшкой без отрыва его от шайбы в заданном направлении, вокруг предметов, между предметами; передача шайбы друг другу в парах на месте и в движении; забрасывание шайбы в ворота справа и слева с места и после ведения.
|
Отбивание волана ракеткой; подача его партнёру через сетку и без неё; свободное передвижение по площадке с отбиванием волана ракеткой; игра в парах (с сеткой и без неё).
|
Узнавание, называние и выкладывание нескольких (6-8) фигур городков; броски биты прямо рукой сбоку; выбивание фигур городков при разном их расположении с полукона и кона, используя наименьшее количество бит.
|
Умение держать ракетку правильно; выполнение подготовительных упражнений с ракеткой и мячом (подбрасывание и ловля мяча одной рукой, удары мяча ракеткой о пол, стену и т.п.); отбивание мяча ракеткой после отскока от стола через сетку.
|
Рекомендации педагогам
Образовательная область " ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА"
1.Методические рекомендации по проведению утренней гимнастики
2.Презентация. Коррекционная работа
3. Рекомендации по активному отдыху
Образовательная область " Ребёнок и общество"
1. Перспективное планирование 2 младшая группа
2. Комплексно- тематическое планирование в средней группе
Образовательная область " Элементарные математические представления"
1.Математические игры
2.КВН -старшая группа
Образовательная область " Ребёнок и природа"
1.Рекомендации. Ребёнок и природа
2.Рекомендации по оформлению уголка природы
раскрыть » / « свернуть