Тема: “ Путешествие по сказке А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» ”.
Задачи:
Образовательные: продолжить знакомство с творчеством А.С. Пушкина. Закрепить умение развернуто отвечать на вопрос, используя в речи выразительные прилагательные, глаголы; планировать и распределять работу между участниками.
Развивающие: развивать связную речь, память совершенствовать художественно-речевые и исполнительские навыки, способности к композиции.
Воспитательные: воспитывать интерес к художественной литературе и эстетическое восприятие поэтического слова; формировать коммуникативные навыки, обогащать опыт сотрудничества и сотворчества.
Предварительная работа: чтение произведений А.С. Пушкина; рассматривание иллюстраций к его сказкам; прослушивание музыки к произведениям А. С. Пушкина.
Оборудование и материалы: выставка книг с произведениями А.С. Пушкина; иллюстрации по сказкам поэта; портрет А.С. Пушкина; аудиозапись «Шум моря» и «Плескания рыбы».
Ход занятия.
Приветствие.
Воспитатель:
Здравствуйте уважаемые взрослые,
Здравствуйте дорогие дети.
Я знаю, что вы любите игры,
Песни, загадки и пляски,
Но нет ничего интересней,
Чем наши волшебные сказки.
Организационный момент.
Воспитатель:
Для начала встанем в круг,
Сколько радости вокруг!
Мы все за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся.
Вы готовы поиграть,
Можно встречу начинать!
Воспитатель: Я знаю, что все дети и многие взрослые очень любят сказки. Сегодня мы с вами отправимся в чудесную страну сказок, которые написал замечательный русский поэт А.С.Пушкин. Он написал много стихов и сказок, как для взрослых, так и для детей. Сказки А.С.Пушкина интересны и поучительны. В них прославляются добро, отвага, бескорыстие, смелость и высмеиваются жадность, трусость и зло.
Много сказок сочинил
В лукоморье путь открыл –
В страну, где с чудесами
Встречаемся мы с вами.
Воспитатель: Сейчас я предлагаю вам просмотреть презентацию про жизненный и творческий путь А.С. Пушкина.
Просмотр презентации по сказкам Пушкина.
Воспитатель: А сейчас я предлагаю всем нам, отправится в одну из сказок А.С. Пушкина. А чтобы попасть, в эту сказку, вам необходимо пройти некоторое испытание. Ну что ребята готовы выполнить задания и пройти испытание?
Дети: Да. Готовы.
Воспитатель: Одна злая и жадная старуха приготовила нам конверты с загадками и заданиями и хочет, чтобы мы их выполнили. Причём, задания для младших детей находятся в жёлтых конвертах, для старших – в голубых.
Воспитатель: Начнем пожалуй с первого. ( жёлтый конверт с цифрой 1)
Загадка
Первый раз старухе,
По просьбе старика,
Рыбка золотая
…… принесла. (корыто)
Воспитатель: Правильно ребята – это корыто.Оно предлагает вам поиграть и назвать как можно больше слов, которые образовались от слова «РЫБА».
Дети: рыбка, рыбина, рыбёшка, рыбак, рыбачка, рыболов, рыбалка, рыбачить, рыбачий, рыбный, рыбий.
Воспитатель: А теперь конверт под номером 2.(голубой конверт с цифрой 2)
Загадка
Второй подарок рыбки
Совсем же без труда
Досталася старухе
Добротная …. . (изба)
Воспитатель: Молодцы! Отгадали, конечно - это изба. Ребята «Изба» просит вас вспомнить слова – синонимы, это одно и то же понятие, выраженное разными словами.
старик – дедушка; старуха – бабушка; изба – дом; невод – сеть; кликать – звать,
надобно – нужно; пуще – сильнее.
Воспитатель: Продолжим пожалуй и возьмём конверт под номером 3. ( жёлтый конверт с цифрой 3)
Загадка
Стало мало ей корыта.
И избы уже ей мало.
Ну-ка, быстро подскажите,
Кем затем старуха стала? (дворянка)
Воспитатель: «Дворянка» хочет, чтобы мы поиграли еще в одну игру, где нужно закончить предложения. Слушайте внимательно:
Рыбка к камню – подплыла.
Рыбка от берега – отплыла.
Рыбка всю реку – переплыла.
Рыбка на дно – залегла.
Рыбка в сети – попала.
Рыбка на берегу – лежала.
Воспитатель: А теперь последний конверт под номером 4.(голубой конверт с цифрой 4)
Загадка
Вновь старуха осерчала,
Старика на море слала.
Бушевала - как тигрица
Пусть я буду впредь - …… . (царица)
Воспитатель: Ребята «Царица» предлагает вам поиграть в игру, где до слов нужно подобрать рифму.
Я скажу тебе – подушка, ты ответишь мне (подружка, игрушка, пампушка)
Я скажу тебе – клубок, ты ответишь мне (дружок, носок, висок)
Я скажу тебе – ребёнок, ты ответишь мне (котёнок, телёнок, мышонок)
Я скажу тебе – кольцо, ты ответишь мне (яйцо, крыльцо, лицо)
Я скажу тебе – букет, ты ответишь мне (билет, привет, балет)
Я скажу тебе – медведь, ты ответишь мне (реветь, сидеть, смотреть)
Я скажу тебе – снежинка, ты ответишь мне (пушинка, малинка, картинка)
Физкультминутка. (под музыкальное сопровождение)
Воспитатель:А сейчас, вы, наверное, устали, давайте мы с вами отдохнём. Встаньте и повторяйте за мной движения.
Море волнуется раз, (Ноги на ширине плеч, покачивание правой рукой справа – налево)
Море волнуется два, (Ноги на ширине плеч, покачивание левой рукой слева – направо)
Море волнуется три, (Ноги на ширине плеч, покачивание правой рукой справа – налево)
Как рыбки плывут, покажи! (Руки перед грудью со сложенными ладонями, изображая движение рыбок вперёд.)
Рыбки плавали, (бег врассыпную) ныряли (наклоны)
В голубой морской воде! (движения кистями рук попеременно изображая волны)
То сойдутся-разойдутся, (сближение-расхождение детей один к одному)
То зароются в песке! (приседание)
Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам, отправится в одну из сказок А.С. Пушкина.
Чтобы в этой сказке побывать,
Нам нужно море переплыть.
А в море сказочные волны…
И острова загадок полны…
Воспитатель: Как вы думаете, на чем мы поплывем?
Дети: На корабле!
Воспитатель: Правильно на корабле по морю поплывем и рыбок наших золотых на борт с собой возьмём. Тогда все дружно на корабль, он в дальний путь отплыть уж рад.
(Подобрать музыкальное сопровождение и песенку)
Воспитатель: А в какой сказке мы побываем сегодня, вы узнаете, если отгадаете загадку.
Что за сказка про корытце?
В ней о жадности гласится!
В ней корытце развалилось,
Чудом новое явилось.
Дети: Сказка о рыбаке и рыбке.
Воспитатель: Ребята, кто у моря жил, рыбу неводом ловил?
Дети: Старик!
Воспитатель: Правильно, с кем старик у моря жил?
Дети: Старик жил со старухой.
Воспитатель: А она была какой? Доброй, или злой и скупой?
Дети: Старуха в сказке была злой и скупой.
Воспитатель: Кто же добрым в сказке был, рыбку в море отпустил?
Дети: Добрым в сказке был старик.
Воспитатель: А сколько лет жил старик со своею старухой и чем он занимался по жизни, нам расскажет Михалина.
Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
Старик ловил неводом рыбу,
Старуха пряла свою пряжу.
Раз он в море закинул невод, —
Пришел невод с одною тиной.
Он в другой раз закинул невод,
Пришел невод с травой морскою.
В третий раз закинул он невод, —
Пришел невод с одною рыбкой,
С непростою рыбкой, — золотою.
Воспитатель: Ребята расскажите, как и почему золотая рыбка стала служить старику? А как это случилось, нам поведает Вадим.
Как взмолится золотая рыбка!
Голосом молвит человечьим:
«Отпусти ты, старче, меня в море!
Дорогой за себя дам откуп:
Откуплюсь, чем только пожелаешь».
Удивился старик, испугался:
Он рыбачил тридцать лет и три года
И не слыхивал, чтобы рыба говорила.
Отпустил он рыбку золотую
И сказал ей ласковое слово:
«Бог с тобою, золотая рыбка!
Твоего мне откупа не надо;
Ступай себе в синее море,
Гуляй там себе на просторе».
Воспитатель: Какие желания старухи выполняла золотая рыбка, и как это было, нам расскажут Егор (слова автора), Миша (слова старика)и Полина (слова старухи).
Автор: Воротился старик ко старухе,
Рассказал ей великое чудо:
Старик: "Я сегодня поймал было рыбку,
Золотую рыбку, не простую;
По-нашему говорила рыбка,
Домой в море синее просилась,
Дорогою ценою откупалась:
Откупалась, чем только пожелаю,
Не посмел я взять с неё выкуп;
Так пустил её в синее море".
Автор: Старика старуха забранила:
Старуха:"Дурачина ты, простофиля!
Не умел ты взять выкупа с рыбки!
Хоть бы взял ты с неё корыто,
Наше-то совсем раскололось".
Автор: Воротился старик ко старухе:
У старухи новое корыто.
Еще пуще старуха бранится:
Старуха:«Дурачина ты, простофиля!
Выпросил, дурачина, корыто!
В корыте много ль корысти?
Воротись, дурачина, ты к рыбке;
Поклонись ей, выпроси уж избу».
Автор: Пошёл он ко своей землянке,
А землянки нет уж и следа;
Перед ним изба со светёлкой,
С кирпичною, белёною трубою,
С дубовыми, тесовыми вороты.
Старуха сидит под окошком,
На чём свет стоит мужа ругает:
Старуха:«Дурачина ты, прямой простофиля!
Выпросил, простофиля, избу!
Воротись, поклонися рыбке:
Не хочу быть черной крестьянкой.
Хочу быть столбовою дворянкой».
Автор: Вот неделя, другая проходит,
Еще пуще старуха вздурилась:
Опять к рыбке старика посылает.
Старуха:«Воротись, поклонися рыбке:
Не хочу быть столбовою дворянкой,
А хочу быть вольною царицей».
Автор: Вот неделя, другая проходит,
Еще пуще старуха вздурилась:
Царедворцев за мужем посылает,
Отыскали старика, привели к ней.
Говорит старику старуха:
Старуха:«Воротись, поклонися рыбке:
Не хочу быть вольною царицей,
А хочу быть владычицей морскою,
Чтобы жить мне в Окияне-море,
Чтоб служила мне рыбка золотая
И была б у меня на посылках».
Автор: Долго у моря ждал он ответа,
Не дождался, к старухе воротился –
Глядь: опять перед ним землянка;
На пороге сидит его старуха,
А пред нею разбитое корыто.
Воспитатель: С тех пор выражение «остаться у разбитого корыта» стало пословицей для тех людей, которые очень завистливые до чужого добра.
Воспитатель: Дети, а скажите, что же высмеивается в этой сказке и чему учит сказка о рыбаке и рыбке А.С.Пушкина.
Дети: Сказка учит тому, что не нужно быть жадным и завистливым.
В сказке высмеивается старуха. Она была жадной и в конце сказки опять осталась со своим разбитым корытом.
Сказка учит тому, что жадность людей справедливо наказывается.
Сказка учит добру, и что не надо быть завистливым и жадным.
Сюрпризный момент:
Воспитатель: Ребята посмотрите сюда, какая у нас большая книга волшебных сказок. В ней живут герои всех сказок. Не пора ли книге открыться?
Открывается книга. Выходит Старуха.
Старуха: Не хочу быть вольной царицей!
Не хочу быть владычицей морской!
Хочу быть бабушкой простой,
Доброй, а не злой.
Детей любить, с ними играть
И их печеньем угощать.
Воспитатель: Хорошо бабушка, поиграй с нашими ребятами. Помоги им,пожалуйста, выпустить золотых рыбок (которых мы изготовили на занятии по аппликации) в синее-синее море.
Старуха: С большим удовольствием. Смотрите ребята, у меня тоже есть золотая рыбка, и я её тоже хочу отпустить в синее море на вольные просторы. (Прикрепляют к титульному листу книги золотые рыбки).
Старуха: Молодцы ребятушки, теперь моей рыбке не будет одиноко в море- океане, вон, сколько у неё красивых рыбок-подружек. А за это я вас угощу печеньем и соком. Пожалуйста, примите.
Воспитатель: Спасибо бабушка. Мы возьмём это в садик и скушаем за обедом.Старуха: Пожалуйста, кушайте на милое здоровье. Ну а мне уже пора назад в сказку. До свидания, до новых встреч.
Воспитатель и дети: До свидания бабушка.
Воспитатель: Ну а нам пора вернутся в наш садик, в нашу группу. Быстренько все на корабль, он уже готов к отплытию.
раскрыть » / « свернуть